Неточные совпадения
Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения
национальных ликов,
национальных духовных типов и
культур.
Поистине всякий человек есть конкретный человек, человек исторический,
национальный, принадлежащий к тому или иному типу
культуры, а не отвлеченная машина, подсчитывающая свои блага и несчастья.
Объединение человечества, его развитие к всеединству совершается через мучительное, болезненное образование и борьбу
национальных индивидуальностей и
культур.
Каждый народ борется за свою
культуру и за высшую жизнь в атмосфере
национальной круговой поруки.
Совершенно не
национальной, отвлеченно-человеческой, легко транспортируемой от народа к народу является наименее творческая, внешне техническая сторона
культуры.
Национальное и общечеловеческое в
культуре не может быть противопоставляемо.
Все историческое и мировое в человеке принимает форму глубоко индивидуальных инстинктов, индивидуальной любви к своей национальности, к
национальному типу
культуры, к конкретным историческим задачам.
Национализм неразрывно связан с государством и гораздо более дорожит государством, часто лишенным всех индивидуальных
национальных свойств, чем
культурой действительно
национальной.
Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т. е.
национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности.
Все творческое в
культуре носит на себе печать
национального гения.
Принятие истории есть уже принятие борьбы за
национальные индивидуальности, за типы
культуры.
Народная масса в прошлом имела свою духовную
культуру, основанную на религиозной вере, массы же в этот переходный период лишены всякой духовной
культуры, и они дорожат только мифами и символами, которые им демагогически внушены, мифами и символами
национальными и социальными, расы, нации, государства, класса и пр.
Национализм фашистского типа означает потерю «
национального» (если употреблять это слово, как часто делают, в смысле тождественном с «народным») своеобразия, в нем нет ничего «
национального», он означает острую рационализацию и технизацию народной жизни, он нисколько не дорожит
культурой.
В лице только что скончавшегося П.Д.Боборыкина исчезла видная фигура, вносившая оживление во всякую среду, в которой она вращалась; исчез европеец не только по манерам, привычкам, образованности и близкому знакомству с заграничной жизнью, на которую он смотрел без рабского перед нею восхищения, но европеец в лучшем смысле слова, служивший всю жизнь высшим идеалам общечеловеческой
культуры, без
национальной, племенной и религиозной исключительности.
Мне как русскому, впервые попадавшему в этот"край забраный", как называют еще поляки, было сразу тяжко сознавать, что я принадлежу к тому племени, которое для своего государственного могущества должно было поработить и более его культурное племя поляков. Но это порабощение было чисто внешнее, и у поляков нашел я свою
национальную жизнь, вековые традиции и навыки, общительность, выработанный разговорный язык, гораздо большую близость к западноевропейской
культуре, чем у нас, даже и в среднем классе.
К XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной
культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную веру и
национальный образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.
Человек проходит через объективацию духа в
культуре, в государстве, в
национальной и хозяйственной жизни и пр.
Они поняли, что
культура может быть лишь
национальной, и в этом они более походили на людей Запада, чем наши «западники».
Народничество дает санкцию той вражде к
культуре, к образованным, к людям духа, которая в нынешний день может превратиться в великое
национальное бедствие, не меньшее, чем глад, мор и нашествие иноплеменников.
И в самый страшный и ответственный час русской истории за элементарные блага государства и
культуры, за
национальное достоинство стоит у нас лишь очень тонкий, немногочисленный культурный слой.